Приступая к работе над собой помните о словах выдающегося церковного деятеля епископа Михаила (Гибановского) сказанные в книге "Волны нашей Веры"

Духовная жизнь

Где есть жизнь, там есть и Бог. Кто, вдумываясь в жизнь, не замечал, что чем выше, жизненнее какая-либо идея, тем искуснее мы умеем своим рассудком исказить её, заставить служить её своим низменным инстинктам и именно ею оправдать свою косность и негодность?

Если истина «Бог есть дух» станет только мыслью, всецело перейдёт в рассудочную область, то для косных сил природы, через которые и действует главным образом тёмная, вниз влекущая сила язычества, положение для борьбы будет самое благоприятное.

Сила духа даётся лишь свободе.

Чтобы захотеть духовной пищи, нужно быть уже в духе. Чтобы возжаждать духовной жизни, нужно иметь уже к неё вкус, иметь её зародыш.

Волны нашей Веры

Каждый из нас имеет свою глубину и напряжённость веры. При этом та и другая всякое мгновение в нас изменяются. И чем мы слабее, тем больше этих перемен и тем они непредвиденней. Мы всё это хорошо знаем, если внимательно наблюдаем себя. Сейчас мы сильны духом, чувствуем его подъём, и вера так осязательно близка нам, её тайны так прозрачны и очевидны для нашего духовного взора. Мгновение- и волна веры отхлынула; самосознание померкло, потускнело; его цельный блеск покрылся точно рябью сомнений; уровень его сил упал, всё в нас перепуталось и сжалось. Что сейчас было так ясно, казалось так возможным и очевидным, переживалось как близкое и родное, то стало чужим, далёким, сомнительным, даже невозможным. Таинственная стихия отступила, и всплеск её волн затих. Душа чувствует себя обнажённой и оставленной; тревога пустоты охватывает и сушит её. Она призывает назад родную благую влагу, которая так любовно покрывала её и в безграничном просторе которой ей было так легко и свободно. Но она бессильна задержать её закономерно идущий отлив.

Волны нашей веры- лишь прибой и отбой к нашему духу беспредельного моря божественной жизни. И он в руках Бога; его движения и сила повинуются Господню мановению. Он учащает его темп, увеличивает его высоту и соразмеряет его силу. Он знает, сколько благодати веры для нас нужно. От Него зависит умножение её и не нам что-либо изменить в определении Его. Оно рассчитано на ту глубину нашего духа, которая недосягаема для нашего мелкого сознания; оно направлено к тем вечным целям, которые постоянно ускользают от нашей слабой и колеблющейся свободы. Мы должны покориться мудрости Божией и детски вверить себя Его любви к нам. Прекрасно поётся в псалме: Господи! Не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня не досягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? Душа моя была во мне, как дитя отнятое от груди (Пс.130, 1-2). Будем покойны на лоне Бога не будем бунтовать против Него, когда дыхание Его благодати как будто отходит от нас, и вера не проникает и не расширяет нашего сердца своим горячим потоком. Не будем придавать цены нашим детским соображениям, отчего и зачем такие перемены со стороны Бога в отношении к нам; не будем забегать мыслью о себе вперёд уделённой Им нам веры. По данной мне благодати, всякому из нас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, которую каждому Бог уделил (Рим.12,3).

Однако всё сказанное не означает того, что наша свобода и мысль совершенно бессильны в приумножении веры в нашей душе. Мы должны пользоваться мгновениями благодатного прилива веры, как пользуется благоразумный хозяин нахлынувшим разливом горной реки для своих садов и полей. Сколько энергии и умения он употребляет на это! С прибоем реки он поспешно углубляет канавки и отводит по ним воду куда нужно. С её убылью он старательно засыпает их входы, чтобы сохранить воду у корней до следующего благодатного её подъёма. Так и мы не должны легкомысленно и лениво пропускать находящие на нас приливы веры, а должны пользоваться ими и заботливо питать и освежать их благодатными струями те чувства, мысли и стремления, которые насажены в нас Христом и которые покоятся в нашей душе, и всячески хранить эту влагу веры от иссушающих сомнений в периоды упадка духа. Тогда мало-помалу незаметные, как горчичное зерно, семена Христовой жизни, при неусыпном внимании и заботливом уходе, дадут хорошие всходы, зацветут и принесут плоды. Со временем же, став сплошным лесом крепких и ветвистых деревьев, они сами уже будут привлекать с неба благодатный дождь веры, и низводить его к самым сокровенным и глубоким корням нашей души…





Top